Уважаемые родители воспитанников, мы предлагаем
вашему вниманию основные понятия, принципы, цели и задачи для вашего первого знакомства с ФГОС ДО!
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАНИРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО)
Утвержден – приказ МОиН РФ
от 17.10.2013г. №1155
представляет собой совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию;
положения Стандарта могут использоваться
родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного
образования.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской
Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены
следующие основные принципы:
1)
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот
период есть период подготовки к следующему периоду;
2)
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и детей;
3)
уважение личности ребенка;
4)
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение
социального статуса дошкольного образования;
2)
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3)
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их
освоения;
4)
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1)
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2)
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3)
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4)
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
5)
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6)
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
8)
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ВИДЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
- ребёнок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, сопереживать
неудачам, радоваться успехам других, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется
в различных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными
формами и видами игры;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками;
- ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы,
интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования)
|